Непотопляемая Пола Негри

22 нояб 2017

Пола Негри

За польской актрисой ухаживали Чарли Чаплин и Гитлер!

Голливуд видал множество головокружительных взлетов и не менее головокружительных падений. Сколько судеб разбилось о его безжалостные скалы! Звезда немого кино Пола Негри в сонме отвергнутых кинофабрикой актрис стоит особняком. Дело в том, что она легко пережила и взлеты, и падения. И тихо скончалась в 1987 году в возрасте 90 лет - многими забытая, но очень спокойная и в целом удовлетворенная жизнью.

Будущая звезда немого кино Пола Негри родилась в 1897 году в польском городе Липно, который тогда принадлежал Российской империи. Ее настоящее имя было Аполония Барбара Халупец. В семье девочку называли Поли. Оттуда и появился псевдоним Пола - немного на американский манер. Фамилию Негри актриса взяла в честь выдающейся итальянской поэтессы Ады Негри, стихи которой в переводах были популярны в России...

Несостоявшаяся балерина

Позже Негри себе убавила два года, заявляя в разных местах, что она появилась на свет 31 декабря 1899 года. Кроме того, она говорила, что ее отца царское правительство отправило на каторгу. Это было полнейшей неправдой: родитель просто сбежал с любовницей. После этого события жизнь семьи стала очень тяжела.

Поли с детства отличалась амбициозностью. Ее целью были - ни много ни мало - лавры знаменитой балерины Матильды Кшесинской. И она поступила в балетное училище. Даже подавала там надежды. Но врачи поставили юной танцовщице страшный по тем временам диагноз - туберкулез. Другая бы на месте ученицы Халупец сломалась и сделала бы из болезни трагедию всей жизни. Но только не Поли. Она спокойно восприняла приговор врачей, начала лечиться и просто приняла решение переквалифицироваться.

В то время немое кино только набирало популярность. И девушка без усилий поступила в Императорскую академию драматического искусства в Варшаве. Новый вид искусства требовал умения красиво двигаться - этому Халупец научили в балете. Природа также наделила ее отличной фигурой и красивым лицом. Так что дорога в немое кино для нее была открыта.

Она дебютировала в 1914 году и после этого в течение долгих лет снималась практически без перерыва. Названия картин говорили сами за себя: «Раба страстей, раба порока», «И все поругано... осмеяно... разбито...», «Бестия».

В то время на сюжеты фильмов большого внимания не обращали - главными были сама магия кино и, конечно, прекрасные лица актеров.

Халупец окончательно взяла себе псевдоним Пола Негри и начала выступать в основном в амплуа женщины- вамп.

В объятиях Голливуда

Пола Негри в объятиях Голливуда

На заре своей карьеры она познакомилась с режиссером Максом Рейнхардтом. И тот начал ее активно снимать. Поле - простой девушке из провинции - оказались непонятны его эксперименты. Но она с радостью переехала в Берлин по его приглашению. Там она снималась также у знаменитого в те времена постановщика Эрнста Любича. Негри теперь играла в «салонных» драмах о роскошной жизни аристократов - как настоящего, так и прошлого.

Самой удачной стала картина «Мадам Дюбарри» о любовнице Людовика XV, вышедшая в 1919 году. Пола прониклась атмосферой жизни представителей высшего класса. По всей видимости, эти съемки подвигли ее на брак с графом Евгением Домбским. Венчание состоялось в том же году. Увы, замужество не принесло ей ничего, кроме титула, и завершилось разводом в 1921 году.

Полу уже тогда отличало замечательное качество: она не переживала неприятности бесконечно, а просто мирилась с ними и спокойно шла дальше. Через два года после расставания с супругом она вместе с Эрнстом Любичем переехала в Голливуд в качестве музы знаменитого режиссера.

На «фабрике грез» к тому времени уже отлично знали, кто такая Пола Негри. И ждали ее с распростертыми объятиями. Бойкие голливудские дельцы подготовили публику. Они подкупили газетчиков, которые раструбили на всю Америку информацию о том, что Пола чуть ли не подралась со звездой Голливуда Глорией Свенсон. И что у европейской актрисы страстный роман с самим Чарли Чаплином. Первое было откровенной ложью. Второй факт остается под вопросом. Великий комик вел очень активную личную жизнь. Он официально-то женат был раза четыре как минимум. Так что его роман с Полой вполне был возможен.

Американцы с замиранием сердца смотрели за тем, как звезда Полы Негри бойко шла по голливудскому небосклону. Вскоре очаровательная полька перешла в объятия другой звезды немого кино - Рудольфа Валентино. По роковому красавцу-брюнету в те годы страдала чуть не половина женщин мира. Этот - уж точно подлинный - роман подлил масла в огонь популярности европейской красавицы. Теперь она снималась в трех-четырех кинокартинах в год.

Пола Негри

Что такого было в Негри? Все, кто видел фильмы с ее участием, говорили в один голос: особый шик. Впрочем, и вне черно-белого экрана актриса выглядела ослепительно. Она ввела моду на ярко-красный лак для ногтей и тюрбаны из ярких тканей...

Одним из самых грустных событий в жизни Полы стала неожиданная смерть Валентино. На его похоронах она упала в обморок. И это притом что Рудольф уже успел ее бросить. И в период их отношений тщательно отрицал слухи о помолвке, что сильно задевало Негри...

Тут до преуспевающей актрисы добрался грузинский князь-мошенник Мдивани. Он отлично уловил момент: Пола никак не могла отойти от смерти Валентино. Брак с ней, который проходимец заключил в 1927 году, принес ему немалые дивиденды. Правда, Пола быстро прозрела и развелась с хитрецом, который, как вскоре выяснилось, был выходцем из семьи, именуемой «Мдивани, которые все время женятся».

Очередной развод не стал последней неприятностью для Полы. Во-первых, с точки зрения голливудских дельцов, она была уже не так молода. В затылок актрисе дышали юные, свежие красавицы. Во-вторых, в кино пришел звук. Голос Полы никто не находил неприятным. Но актриса так и не смогла избавиться от резкого акцента... Так что блестящая карьера неожиданно полетела под откос.

Опасные связи

Ей ничего не оставалось, кроме как в начале 1930-х годов вернуться в Германию, откуда несколько лет назад началось ее восхождение на вершины шоу-бизнеса.

И тут несчастная женщина попала в очередной переплет. К власти в Германии в начале 1933 года пришел Адольф Гитлер, который, как оказалось, был ее давним поклонником.

Но министр пропаганды Йозеф Геббельс без восторгов воспринял возвращение Полы. Он лично напомнил фюреру о том, что Негри в мир кино привели два режиссера- еврея: вышеупомянутые Макс Рейнхардт и Эрнст Любич. Оба они вовремя успели сбежать из гитлеровской Германии в США. А евреи, по мнению, Геббельса, всегда заодно. Наверняка артистка - тоже тайная еврейка. Тем более она родилась в Польше, где жило много представителей ненавидимого фашистами народа.

Тут уж самому Гитлеру пришлось «отмазывать» актрису. Он еле отговорил Геббельса от идеи отправить звезду Голливуда в печь какого-нибудь концлагеря. В общем, очень быстро в Германии стало так тошно и опасно жить, что Поле пришлось в 1941 году уехать обратно в Соединенные Штаты.

Там приезда немолодой актрисы никто не заметил. Тем не менее, используя старые связи, она вплоть до 1966 года получала проходные роли в проходных же фильмах. Увы, Негри совершила еще одну роковую ошибку: в 1950 году отказалась от роли старой, выжившей из ума звезды в картине «Бульвар Сансет». Роль отдали давней конкурентке Полы - Глории Свенсон. В результате картина получила 11 номинаций на премию «Оскар», одна из которых - за лучшую женскую роль. Правда, киноакадемики отдали «Бульвару» лишь три золотые статуэтки - за лучший сценарий, лучшую музыку и лучшую работу художника-постановщика. Но сам фильм до сих пор считается одним из лучших в истории кино.

Этот удар Пола Негри умудрилась принять так же философски и стоически, как и прочие... В начале 1960-х немолодая одинокая женщина поселилась в поместье своей богатой подруги Маргарет Уэст. Некогда роскошная Пола стала фактически приживалкой миллионерши. И это уравновешенную женщину нисколько не выбило из колеи.

Она, полная достоинства и умиротворения, скончалась в 1987 году. Пола Негри всегда с удовольствием вспоминала свое прошлое. Она полагала: на свете не так много людей, которым настолько есть что вспомнить.

Пола Негри

{slider title="Фильмография" open="false"}

  • 1914 — Раба страстей, раба порока
  • 1914 — И всё поругано… осмеяно… разбито…
  • 1915 — Жена — Хелена Казицкая
  • 1916 — Студенты
  • 1916 — Последний его сын
  • 1916 — Арабелла
  • 1917 — Бестия
  • 1918 — Маня. История работницы табачной фабрики
  • 1918 — Табачница из Севильи
  • 1918 — Глаза мумии Ма / Die Augen Der Mummie Ma
  • 1918 — Кармен
  • 1919 — Мадам Дюбарри
  • 1919 — Вендетта / Vendetta — Марипоза
  • 1921 — Сапфо
  • 1923 — Горная кошка
  • 1923 — Испанская танцовщица
  • 1923 — Белла Донна
  • 1923 — Пламя
  • 1924 — Запретный рай / Forbidden Paradise — Екатерина II
  • 1925 — Женщина мира
  • 1925 — Цветок ночи / Flower of Night — Карлотта Виллалон
  • 1925 — К востоку от Суэца / East of Suez — Дейзи Форбс
  • 1925 — Чаровница / The Charmer — Марипоза
  • 1926 — Солгала
  • 1926 — Хорошая и испорченная
  • 1927 — Колючая проволока
  • 1927 — Исповедь честной женщины
  • 1927 — Отель «Империал» / Hotel Imperial
  • 1928 — Секретный час
  • 1928 — Три грешника
  • 1928 — Увлечения актрисы
  • 1928 — Женщина из Москвы / The Woman from Moscow — Княгиня Федора
  • 1932 — Тени Парижа
  • 1932 — К востоку от Суэца
  • 1932 — Женщина приказывает
  • 1934 — Мадам Бовари
  • 1935 — Мазурка / Mazurka
  • 1936 — Москва — Шанхай
  • 1937 — Мадам Бовари / Madame Bovary
  • 1937 — Танго Ноктюрн / Tango Notturno
  • 1938 — Die Nacht der Entscheidung
  • 1938 — Набожная ложь
  • 1943 — He Diddle Diddle
  • 1964 — Лунные пряхи
  • 1965 — Богиня любви
  • 1966 — Корона лжи

{/sliders}

Источник: Журнал-Загадки Истории №1/2 2017

  • 1