Оренбургские паутины
17 дек 2017- Подробности
- Просмотров: 5442
Оренбургский пуховый платок стал таким же всемирно узнаваемым символом России, как матрешка или хохломская роспись. Мягкие и теплые, эти вещи как символ любви и заботы увековечил композитор Г. Пономаренко в своей песне «Оренбургский пуховый платок» на стихи В. Бокова. Любой россиянин слышал ее в исполнении великой Людмилы Зыкиной.
Народный промысел по изготовлению пуховых платков появился на Южном Урале еще в XVIII веке. И его история не прерывалась. В СССР производство изделий из тончайшего пуха оренбургских коз приобрело промышленные масштабы: платки оказались востребованы не только жителями страны, но и иностранцами. Как может не понравиться такое чудо: платок два на два метра можно легко пропустить через кольцо!
Волшебный пух
Земли, расположенные на востоке Оренбургской области, издревле особым плодородием не отличались. Так что у местных казачек оставалось немало времени для рукоделия. В XVIII женщины научились прясть тонкую нить из нежнейшего пуха оренбургских коз. Постепенно родилась традиция вязания тончайших платков, которые именовали паутинами. Теплые и легкие, они, во-первых, позволяли покрывать головы женщин, согласно православной традиции, а во-вторых, явно украшали их обладательниц.
Победное шествие оренбургских пуховых платков по выставкам началось еще в позапрошлом столетии и продолжилось в XX веке, когда теплые изделия получали медали на выставках в самых разных странах: и в Германии, и в Англии, и даже в Индии.
Коммунисты в середине 1920-х годов, едва разобравшись с более насущными проблемами, обратили свои взоры на древний промысел. Ведь уже перед революцией 1917 года более 20 тысяч человек вязали платки на продажу. Работали казачьи вязальные артели.
В 1926 году по решению местных партийных организаций создали Оренбургский межрайонный кустарно-промысловый союз. Платки поначалу производили на кооперативных началах.
Но вскоре стало ясно, как велик спрос на мягкие шали. И тогда встал вопрос о механизации. Было ясно: механизация процесса уменьшит стоимость изделия и увеличит количество производимых платков. Тут следует еще отметить, что большевики не были так уж наивны: они понимали, как шали популярны на Западе. Очевидно, оренбургские платки могли стать предметом международной торговли.
С помощью машин
В 1930 году на окраине Оренбурга открыли пуховязальную фабрику имени Первого мая. Вопрос с механизацией производства решили. Но все оказалось сложнее, чем предполагали. Качество платков оставалось на высоком уровне, если шерсть чесали и пряли вручную. И кайму платков мастерицы вывязывали руками. А вот середины платков, сделанные машинами, нисколько не проигрывали тем, которые долгими часами плели женщины и даже некоторые мужчины, которых научили вязать матери и бабушки. Хорошая мастерица за месяц может связать в среднем две паутинки или три палантина. На изготовление одного большого платка сложной вязки или платка с надписью может уйти целый месяц...
Впрочем, обороты фабрики не стали астрономическими. Ежемесячно она выпускала 288 платков. Из них - только 80 ажурных. Остальные - теплые. На фабрике - впервые в истории - ввели стандарт толщины и качества нити. Но, как оказалось, то был первый - робкий - шаг к по-настоящему промышленному, масштабному производству.
Тут следует отметить, что есть всего три вида классических пуховых изделий. Первый - квадратная шаль. Она довольно толстая и чаще всего серого цвета. С этого вида платков и начался знаменитый промысел. Но вскоре мастерицы поняли: платок может не только греть, но и украшать. Тогда-то и появились паутинки, легкие, теплые и элегантные. И тончайшие палантины, связанные так же, как и паутинки, из нежнейшей шерсти, только прямоугольной формы. В паутинках и палантинах чаще всего треть шелка и две трети шерсти...
Но в Оренбурге нашлись гораздо более оборотистые производители изделий народного промысла. На улице Расковой открыли маленькую артель имени Парижской Коммуны. Именно эта артель положила начало существующей и по сей день фабрике пуховых платков.
Поначалу в артели вязали варежки и носки из отходов производства фабрики имени Первого мая. Но потом купили станки. Рационализировали производство: научились вязать на машинах и кайму. Тепёрь ручной труд вязальщиц ушел в прошлое. И объемы производства выросли до огромных масштабов. В 1955 году фабрика выпустила 20 800 платков!
В Оренбуржье знают: изделие, связанное на машине, в любом случае уступает в качестве шали ручной вязки. Дело в том, что даже самая совершенная вязальная машина в процессе работы рубит пух - платок от этого становится более грубым на ощупь.
В советское время теплые изделия с юга Урала оказались, как и многое другое, дефицитным товаром. Оренбургская фабрика получала сотни писем от простых граждан с просьбой увеличить производство платков. Но никто не был заинтересовал в росте количества связанных платков. Так что в России, но вне Оренбурга, платки продавали за огромные деньги. Найти их можно было у спекулянтов и в валютных магазинах. Туристы и командированные везли с юга Урала теплые изделия народного промысла. Приехать из Оренбурга без шали было чем-то вроде возвращения из Ростова Великого без броши или сережек из финифти.
Но в то же время оренбургские изделия вышли из моды. Надеть на голову такой платок столичная модница вряд ли смогла бы. Их накидывали на плечи для тепла. Повязывали на больные места при радикулите и остеохондрозе. Накрывали ими зимой малышей в колясках.
В картине «Жди меня» (1943 г.) положительная героиня Валентины Серовой появляется в одной сцене в белой паутинке, накинутой на плечи.
А потом оренбургский платок стал ассоциироваться с провинциальным шиком или мещанством. Ведь только провинциалки и представительницы старшего поколения по-прежнему надевали ажурные паутинки на голову.
Например, в фильме Э. Рязанова «Зигзаг удачи» (1968 г.) его носят простоватые героини: Валентины Талызиной и Валентины Теличкиной. По фильму первая - фотограф, а вторая - кассир в «Сбербанке». Оренбургские платки повязаны на головах персонажей Леонова и Вицина в комедии «Джентльмены удачи» (1971 г.), когда герои изображают женщин.
«Патриотичные» козы
В начале XIX века французы объявили платок модным аксессуаром. В 1857 году на парижской выставке платки с Урала поразили всех. Примерно в это время во Франции совершили попытку разведения оренбургских коз. Ничего не вышло: козы сбросили тонкий пух, который согревал их в российские холода. В теплом климате они превратились в обычных коз с жесткой шерстью, непригодной для прядения тонких нитей.
Произведения искусства
В советское время оренбургский платок стал предметом изучения и описания. О нем историки-краеведы написали несколько книг. А при Оренбургском областном музее изобразительных искусств открыли целый музей истории оренбургского пухового платка, где собрали большую коллекцию шалей, паутинок и палантинов всех видов.
В 1990-е производство оренбургских платков, как и многие другие отрасли отечественной промышленности, пережило кризис. Спрос на изделия упал. Пришлось сделать многое для повышения популярности теплых шалей: начали вязать их из пряжи разных цветов. Стали производить теплые кофты, свитера и жилеты.
В 2004 году фабрика произвела пятимиллионный платок. Сегодня оренбургские платки снова пользуются спросом: цена на них достигает от двух до 15 тысяч рублей в зависимости от качества пуха, размера и прочих деталей. Они продаются как по всей России, так и за рубежом, где их стоимость возрастает многократно.
Источник: Журнал-Тайны СССР
-
Последний путь «царевича»
Можно сказать, что смерть и похороны Василия Сталина окончательно развенчали культ его отца, «вождя народов» Иосифа Сталина. Читать дальше -
Небо отца и сына
Одной из оборотных сторон советской пропаганды было убеждение, что стоит только оказаться на Западе, как все у человека станет «в… Читать дальше -
Любимый праздник
В СССР одним из самых любимых праздников как для взрослых, так и для детей был Новый год. И хотя тогда… Читать дальше
- 1
- 2
- 3
- 4