Храмы с пустыми стенами

21 нояб 2017

Храмы с пустыми стенами

Иконоборцы чуть не погубили Византию!

Все мы знаем, как выглядит православный храм. Но его облик мог быть совершенно иным. В церквях могло бы не иметься ни фресок, ни икон. Ведь именно так постановил Седьмой Вселенский собор 754 года. Правда, его постановления потом отменил... Седьмой Вселенский собор 787 года.

Первые христиане были равнодушны к настенным росписям и изображениям на деревянных досках. Новая вера подвергалась гонениям. Для молитв использовали не храмы, а тайные комнаты в домах богатых сторонников, катакомбы или пещеры. Так зачем обременять себя лишним скарбом или расписывать стены, которые завтра разрушат? Да и собирались они в свои церквях только ради общей молитвы. Если и пытались изобразить Иисуса Христа, то только символами. Нам известно много знаков, начертанных в местах собраний раннехристианских общин: рыба, агнец, гроздь винограда и прочие упомянутые в Евангелиях предметы служили синонимами Христа и христианской веры. Примерно два века христиане ни росписей, ни икон не знали.

Наглядная проповедь

Но чем дальше, тем сильнее становилось желание христиан перейти от символов к непосредственному изображению Иисуса, Марии, святых. По большому счету картины требовались по самой простой причине: неофиты были почти поголовно безграмотными. Конечно, многократно прослушанные тексты они запоминали, но все равно путались. Для этого-то и стали рисовать иконы. Это Христос. Это Матерь Божья. А это мученик Варлаам Антиохийский - видите, как издевается над ним император-душегуб Диоклетиан? Неграмотные смотрели и запоминали картинки навсегда. Неудивительно, что к IV веку стены храмов покрылись росписями и иконами.

Первые иконы

Вот такие простые изображения, вырезанные на камне, заменяли первым христианам иконы

Правда, уже тогда многие священники выступали против картин в любом виде, особенно - на досках. Ведь до чего верующие додумались? Стали заказывать изображения святого семейства и мучеников, чтобы хранить у себя дома! Рисунки в церквях не раз пытались запретить. Святой Епифаний Кипрский собственноручно содрал церковную завесу с изображением Сына Божьего и накрыл этой тряпкой гроб нищего. А в Испании еще в IV веке Эльвирский поместный собор постановил: «Принято, чтобы живописи в церквах не было, и чтобы не служило предметом почитания и обожания то, что изображается на стенах».

Однако изображения все равно появлялись. Ведь число неграмотных отнюдь не убывало, а наоборот. Да и среди богословов не было в этом вопросе никакого единства. Один запрещал изображать Святого Духа с человеческим лицом. Стали рисовать его в виде голубя - пришлось запрещать голубя. Тут же в защиту голубя выступила целая группа священников! Святые отцы ругались друг с другом, жаловались папе, а при личной встрече вцеплялись во вражеские волосья и бороды. Папы стремились утихомирить буянов, хвалили борцов с иконами за стремление искоренить суеверия, а защитников икон призывали к терпению и благодарили за то, что с помощью икон они гораздо быстрее насаждают правильную веру. Но соблюсти хрупкий мир не удалось.

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил иконопочитание. А в 754 году противники икон собрали Седьмой Вселенский собор, на котором не было ни одного их противника. Так что, само собой, запрет был окончательно утвержден. И теперь защитники икон стали называться еретиками!

«Не сотвори себе кумира...»

У иконоборцев имелись весомые богословские аргументы против изображений. Ведь в Ветхом Завете прямо говорится: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Изготовление икон четко попадало под обвинение в идолопоклонстве.

Разумеется, после упомянутого собора положение иконописцев резко ухудшилось. Вчера еще уважаемые люди стали считаться грешниками. Их запирали в тюрьмы, побивали камнями, всячески мучили, а то и убивали. Одного монастырского иконописца по приказу императора пытали чуть не до смерти, а потом, чтобы он точно больше ни одной иконы не написал, приложили к рукам раскаленное железо и прожгли их до костей...

По всей Византии прокатились погромы церквей и монастырских обителей, где хранились иконы. Росписи сбивали со стен, закрашивали, смывали водой. Иконы сдирали со стен и разбивали об пол. Нарисованным святым выкалывали глаза и всячески глумились над изображениями - плевали, мочились, гадили на них. Если сказали на соборе, что это не святые и мученики, а кумиры и идолы, - то иконоборцы считали себя ревнителями веры. Они служили Богу, истребляя новое язычество.

Монеты с изображением Льва III Исавра (слева) и его сына Константина V

Монеты с изображением Льва III Исавра (слева) и его сына Константина V

Сочинения богословов, признававших иконопочитание, предавались анафеме. Монахи целыми монастырями бежали в глушь, подальше от зорких глаз иконоборцев и власти, которая начала преследовать иконопочитателей в уголовном порядке. Некоторых несчастных клеймили как преступников и даже вырезали на их лицах хулительные стишки. Ничто не могло защитить от произвола - ни прежняя слава, ни высокий пост. Под раздачу попали авторы прежде восхваляемых сочинений, епископы, архиереи и даже патриархи.

Вскоре церкви Византии стали чисты от инакомыслия. Иконы были утоплены в болоте, брошены в огонь, вышвырнуты в море, рассечены секирами, соскоблены до белой доски или замазаны краской...

50 лет продолжался этот иконоборческий кошмар. И руководили им византийские императоры. Лев III, например, снял икону Христа с ворот Халкопратийской церкви в Константинополе. А также велел повесить иконы в соборах на недосягаемой для народа высоте (дабы их не лобызали). Но при нем силы иконоборцев и иконопочитателей были еще равны.

Зато его сын, император Константин V, прославился тем, что созвал тот самый Седьмой Вселенский собор в Иерии.

Именно решения этого собора развязали руки иконоборцам. Сам император был убежден, что никакому изображению, кроме растительного и геометрического орнамента, нет места в церквях. Так что при нем византийские церкви стали похожи на мечети - по стенам змеились листочки и цветочки. Из рукописных книг в срочном порядке изымались иллюминированные страницы, а из церковных рак - мощи. Константин желал истребить все изображения со святыми и все кости, которые считались святыми. Потому что считал, что мощи - те же языческие кумиры (хоть созванный им собор и утвердил обратное).

В поисках инакомыслящих

Седьмой Вселенский Собор. Икона XVII век

Седьмой Вселенский Собор. Икона XVII век

Следующий император, Лев IV, особой страсти к уничтожению иконопочитателей не имел. То ли он был не столь фанатичен, то ли уничтожать уже было особо нечего, но такими демаршами, как его отец, Лев не прославился.

После его смерти в 780 году к власти пришла императрица Ирина. За половину столетия ярость враждующих сторон уже несколько утихла. Все чаще стали раздаваться голоса, что иконы хоть и выглядят как языческие святыни, но на самом деле - вещи христианские и богоугодные. Императрице иконы нравились. И по ее инициативе был созван новый собор, который отменил не только решения предыдущего, но и сам факт его созыва!

Правда, первая попытка созыва в 786 году провалилась - в зал ворвалась вооруженная толпа иконоборцев. Вторая попытка год спустя была гораздо удачнее. Мудрая императрица сплавила из столицы в провинцию самых ярых сторонников иконоборцев. И по-тихому открыла собор, который отменил все, что мог отменить. Все преданные анафеме были восстановлены в правах, иконы снова стали считаться не идолами, а священными изображениями. А собор 754 года утратил порядковый номер и перестал признаваться. Теперь Седьмым Вселенским собором мог именоваться только тот, что состоялся в Никее в 787 году.

При Ирине и при трех последующих императорах решения этого собора сомнению не подвергались. Война иконоборцев с иконопочитателями была скрытой, хотя пламя ненависти и не затихало. Но в 813 году в результате дворцового переворота к власти в Византии пришел Лев V Армянин, прежде бывший военачальником. Он прославился тем, что созвал диспут иконоборцев с иконопочитателями, который закончился дракой и погромами. Впрочем, при нем и его преемнике Михаиле II иконопочитание, хотя и не приветствовалось, но не было под запретом. Все изменилось при императоре Феофиле, который до самой своей смерти в 842 году жестоко преследовал иконопочитателей и уничтожал их по мере сил.

Когда к власти в 842 году пришла императрица Феодора, было уже ясно, что с такой внутрицерковной политикой можно утратить сам символ веры. В 843 году Феодора созвала Константинопольский собор и окончательно восстановила иконопочитание. Правда, теперь еретиками были объявлены все иконоборцы.

Дискуссия по вопросам веры и икон с участием императрицы Феодоры

Дискуссия по вопросам веры и икон с участием императрицы Феодоры

Источник: Журнал-Загадки Истории №1/2 2017

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4