Могила громовержца
16 нояб 2017- Подробности
- Просмотров: 2506
Почему храмы Зевса превращались в его гробницы?
Греческая мифология довольно сложна и запутанна. Греки любили описывать жизнь своих богов во всех подробностях, при этом зачастую ходило по несколько версий одного и того же мифа. Например, о главном боге греческого пантеона - громовержце Зевсе - говорили, что он не только родился, но даже якобы умер на Крите...
Остров Крит был так удачно расположен, что в древности он оказался на пересечении множества культурных влияний. Все мореходы, осваивавшие бассейн Средиземного моря, волей-неволей оказывались здесь. Остров видел финикийцев и египтян, греков и жителей Малой Азии. Люди оседали на Крите, приносили на остров свои предания, своих богов, свои культурные традиции. Постепенно традиции смешивались. Но, что интересно, из-за особенностей гористого островного рельефа на небольшой территории сосуществовало одновременно несколько вариантов одного и того же мифа.
Великолепный миф
Ко II тысячелетию до нашей эры, когда на острове возникло множество городов, появилась и царская власть. От той эпохи, известной как минойская, сохранились развалины дворцов, которые поражают своими размерами и техническим совершенством. Критяне пользовались ваннами, знали систему стока нечистот и подачи свежей воды. Также нам известны великолепные критские настенные росписи и таблички с древними текстами, часть из которых пока что не расшифрована. Остались в памяти потомков и критские мифы, рассказанные спустя тысячелетие греческими философами и поэтами. К тому времени минойская цивилизация пришла в упадок и давным-давно стала частью греческой. Потомкам время ее расцвета казалось золотым веком. Недаром именно Крит стал в мифологии местом рождения Зевса.
Отец будущего громовержца Кронос был на редкость подозрителен и кровожаден. Узнав, что ему грозит смерть от одного из младенцев, которых вынашивает его жена Рея, бог поступал просто - проглатывал своих детей. Так вот они и жили: Рея рожала детей, а Кронос их глотал. Рее в конце концов это надоело, и когда бедняжка произвела на свет Зевса, она подсунула супругу скользкий зеленый камень, которым Кронос и отобедал. А Рея, прихватив новорожденного, скрылась на Крите, в тайной пещере - на горе Ида, Дикти или Лассали.
В горах младенец Зевс питался молоком козы Амалфеи, охранялся воинами и жрецами. Несколько возмужав, Зевс перебрался на остров Наксос, а оттуда - в материковую Грецию. С отцом отношения у него были отвратительные, и жил он, всячески избегая показываться Кроносу на глаза. Однако предотвратить столкновение между отцом и сыном Рее не удалось.
Началась затяжная война, в которую были втянуты сторукие великаны-гекатонхейры и циклопы. Их Зевс ради такого случая вернул из Тартара, взяв клятву верности. Около 10 лет сражались боги с Кроносом и титанами, но первые в итоге победили. Первое, что Зевс сделал после своей победы, - это при помощи волшебного зелья заставил Кроноса извергнуть всех проглоченных им сыновей и дочерей. Так у Зевса сразу же появилось множество родственников. Его братья Посейдон и Аид тут же заняли рядом с Зевсом привилегированное положение. Это была своего рода языческая троица, которая управляла небом с землей, океаном и подземным царством.
Расправившись с папашей, Зевс стал владыкой пантеона богов, состоявшего в основном из его братьев, сестер и детей. Причем Зевс не стеснялся производить все новые и новые сущности от богинь, нимф и человеческих женщин. А поскольку при сексуальном контакте он принимал самые различные формы, от быка до облака, а также не чурался совокупляться с коровами, птицами и прочими животными, то и дети у него рождались специфические. Некоторых он произвел на свет сам, без участия женщин - как Афину, например, рожденную из собственной головы.
Зевсу регулярно приходилось сражаться то с порождениями Хаоса, то с собственными жадными и алчными родичами. К людям он тоже не испытывал особой любви. А однажды, рассердившись на неблагодарных, устроил им всемирный потоп и оставил в живых только Девкалиона и Пирру. От этой благочестивой пары произошло на очищенной земле новое человечество. Сам Зевс был, конечно, как и все боги, бессмертным. Однако на Крите издавна охотно показывали его гробницу.
Диктейская пещера - популярный туристический объект на современном Крите
Колыбель веры
Крит был, очевидно, местом зарождения культа Зевса. На острове действовало восемь святилищ, где громовержца прославляли под 25 разными именами! Кроме того, некоторые «самостоятельные» боги прежде были ипостасями Зевса. Этой участи не избежали даже вполне реальные некогда исторические персонажи, вроде критского царя Миноса. Ипостасью Зевса был и получеловек-полубык Минотавр. Так что, по правде сказать, Крит в незапамятные времена был населен воплощениями одного и того же бога небес, вод и подземного мира - Зевса, Дия или Деуса. И имя ему было просто - Бог. А прозвища, которые ему давали местные жители, со временем становились другими богами.
В греческом понимании свойства, отделенные от общей идеи, становились самостоятельными сущностями.
Божественные проявления в мире людей были построены по принципу земного круга - смены природных сезонов. И Зевс, будучи бессмертным, в то же время каждый год рождался, взрослел, старился и умирал, чтобы снова родиться.
На Крите мертвых погребали в тесных глиняных гробницах или же просто сажали мертвецов в сосуды с широким горлом. По легенде, такая же участь предназначалась и Зевсу, пусть и на короткое время. И он даже отнял на горе Юктас (или опять же Иде, а может быть, Дикти) участок для погребения у неправедного человека.
К середине I тысячелетия до нашей эры никто уже не помнил, где располагалась гробница Зевса на Крите. Впрочем, никто не помнил и местонахождение пещеры, где его вскармливали. Но к тому времени культ Зевса уже настолько устоялся, что на всех горах Крита проводили посвященные ему мистерии. Известно, что в некоторых из этих мистерий в пещере, «где покоился Зевс», участвовал великий математик, философ и мистик Пифагор Самосский. В ходе обряда выпивалось много вина и приносились кровавые жертвы.
На горе Юктас, недалеко от Кносского дворца, раскопанного археологом Эвансом, были обнаружены останки храма или дома с храмом, где нашли смерть несколько женщин и мужчин. В грудь одного из них был воткнут бронзовый кинжал. В последнее время скелеты со следами насилия стали находить и в других святилищах Зевса, причем не только на Крите.
Кровавые мистерии
Ритуалы, посвященные Зевсу, особенно ранние, были страшными, жестокими и мучительными для участников. В их ходе посвященные в таинства, конечно, переживали катарсис, но это был катарсис через страдание. А иногда они добровольно принимали смерть. Ведь до того как стать небесным богом с молниями в руке, Зевс был также и хозяином подземного мира. И по его милости в мир людей пришла смерть.
Вероятно, святилища Зевса становились одновременно и теми пещерами, где он родился, и теми пещерами, где он умер. Сооружались они примерно по одному образцу - имели тесный вход со спуском в подземелье, где был зал с жертвенником и резервуаром для омовений. Таинства проводились при свете факелов или в полной темноте. От голода, песнопений, ритмичных движений и вина участники впадали в транс и получали видения. Таким образом, они приобщались к Зевсу, разделяли с ним события его жизни и смерти, а потом «возрождались», выходя из тьмы подземелья на дневной свет и свежий воздух.
Святилищ Зевса было множество и на самом Крите, и по всей Элладе, а потом и по всему завоеванному греками и римлянами миру. Вот почему так сложно ответить на вопрос, где же находится могила Зевса. У него столько могил, сколько святилищ, где проводились тайные мистерии. Хотя на Крите до сих пор водят туристов в Диктейскую пещеру, неподалеку от деревни Псиро, уверяя, что именно здесь родился, а затем упокоился владыка Олимпа. Однако исследования давно уже показали, что на эту роль Диктейскую пещеру «назначили» совсем недавно - в XVIII веке.
Когда на смену греческой цивилизации пришла римская, а Зевс стал именоваться Юпитером, места его погребения распространились далеко на восток. Возможно, правы те исследователи, которые связывают с культом Зевса-Юпитера некоторые археологические памятники с храмовыми комплексами над захоронениями местных властителей - вроде холма Немрут-Даг в Турции. Недаром, по легенде, это еще одна могила Зевса.
Источник - Журнал: Загадки Истории №1/2 2017